Автосалон
Сервис
Опубликовано 6 ноября 2024
7 мин.

Азиатский вкус: какие иномарки выбирают жители Китая

Как идут продажи «иностранцев» на рынке Поднебесной по итогам 9 месяцев 2024 года?

1 место. Volkswagen Group – 2 055,65 тыс. шт.

2 место. Toyota — 1240,6 тыс. шт.

3 место. GM — 924,1* тыс. шт.

4 место. Honda — 588 тыс. шт.

5 место. BMW Group — 524 тыс. шт. 

6 место. Mercedes-Benz Group — 512,2 тыс. шт.

7 место. Nissan — 497 тыс. шт.

8 место. Tesla — 460,2** тыс. шт.

9 место. Hyundai/Kia — 303,2** тыс. шт. 

10 место. Ford — 172,4** тыс. 

11 место. Mazda — 58,1 тыс. шт. 

12 место. Stellantis — 46 тыс. шт.

13 место. Ягуар Лендловер Груп — 41,75 тыс. шт.

* — скорректированные показатели ежеквартального отчёта Компании.

** — неофициальные и/или неполные данные.

Подробности и объяснения – ниже.

Введение

Сегодня продолжим чуть глубже погружаться в «устройство» внутреннего китайского автомобильного рынка, который не первый год является крупнейшим в мире, опережая и автомобильный рынок Северной Америки, и автомобильный рынок Старого Света.

В отличие от достаточно распространённых в сети различных рэнкингов по брендам, совместным предприятиям и прочим, редакция E.N. Cars попробует оценить объёмы продаж на внутреннем китайском рынке за 3 квартала 2024 года в разрезе автомобильных концернов и альянсов с учётом совокупности всех принадлежащих им (полностью или частично) автомобильных марок. И сегодня начнём с глобальных игроков.

Краткий дисклеймер. Большинство продающихся на китайском рынке автомобилей «глобальных» брендов производятся на совместных предприятиях китайских концернов и мировых корпораций. В общем случае (если в тексте не обговаривается другое) производство таких брендов в рамках этого материала будем полностью относить к автомобилям производства мировых автоконцернов – держателей соответствующих марок.

Единственное исключение из общего правила — компания Tesla, которая своими производствами в Китае владеет полностью, а не через совместное предприятие с кем-либо из китайских автоконцернов.

Формально «иностранные», но принадлежащие при этом китайским автоконцернам бренды (Volvo, Lotus, MG и MAXXUS) подробно в данном материале рассматривать не будем. А вот марки, которыми владеет совместное предприятие SAIC-GM-Wuling, будут учитываться как продукция GM. Также как, например, и продукция СП FAW-Volkswagen учитывается в объёмах Volkswagen, хотя доля FAW в этом СП — 60%.

Важная ремарка: первичные данные для анализа в материале получены из пресс-релизов, годовых и ежеквартальных отчётов компаний, оценок и публикаций в профильной прессе и сообщений новостных агентств.

Интересный факт — продукция совместных предприятий учитывается в отчётности всех компаний-акционеров СП. Хотя финансовые показатели (выручка, прибыль) подобным образом всё же не «задваиваются».

В том числе поэтому многие крупные китайские автоконцерны не являются лидерами среди китайских автопроизводителей, если оценивать их собственные объёмы производства без учёта техники, произведённой на мощностях СП. (Впрочем, объёмы продаж чисто китайских брендов мы попробуем оценить отдельно.)

Итак, перед вами — объём совокупных продаж мировых автоконцернов на внутреннем рынке Китая по итогам 9 месяцев 2024 года. И в качестве «бонуса» разберём отдельные связи мировых автоконцернов с автопроизводителями в Китае.

1 место. Volkswagen Group — 2 055,65 тыс. шт.

Согласно ежеквартальному отчёту Группы, в самом Китае собрано 1903 тыс. шт.

Основные бренды — Volkswagen, Audi, Jetta, Skoda (Porsche, Lamborghini и Bentley отдельно не оговариваются, но продажи не исключены).

Volkswagen в Китае производит легковые автомобили на заводах трёх совместных предприятий: с SAIC (у китайского партнёра 50%, остальное  у структур ФВ), FAW (у китайского партнёра — 60%, остальное — у структур ФВ) и JAC (у структур ФВ — 75%). Последнее делает только электромобили: по данным СМИ, выпускается Volkswagen ID.Unyx, а также Cupra Tavascan, адресованная европейцам.

Volkswagen активно развивает сотрудничество с FAW: в 2025 году обещаны специально разработанные для Китая модели Audi, в том числе Q5. Что касается дружбы с SAIC, то здесь возможна разработка совместной электроплатформы и отдельных премиальных суббрендов.

2 место. Toyota — 1240,6 тыс. шт.

Здесь приведены официальные данные производителя, включая в том числе импортированные Toyota и Lexus.

Основные бренды — это Toyota, Crown, Lexus.

Тойота производится в Китае на заводах двух совместных предприятий — с GAC и с FAW (в обоих случаях — по 50% у «Тойоты» и партнёра). «Лексусы» только импортируются, некоторые модели Toyota/Crown также импортируются.

3 место. GM — 924,1 тыс. шт.

Для американского концерна пришлось применить собственные расчёты на основе данных ежеквартального отчёта GM по итогам 9 месяцев 2024 года.

При этом редакции E.N. Cars пришлось произвести скорректированные на расчётный объём выпуска коммерческой техники совместным предприятием SAIC-GM-Wuling по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей и оперативных данных SAIC Motor, так как в ежеквартальном отчёте GM указан общий объём реализации автомобилей совместными предприятиями в Китае без выделения именно пассажирских автомобилей.

Основные бренды — Buick, Chevrolet, Cadillac (СП SAIC-GM), Wuling и Baojun (СП SAIC-GM-Wuling).

У GM два совместных предприятия в Китае — SAIC-GM-Wuling (50,1% — SAIC, 44% — GM) и SAIC-GM (по 50%). Показатели обоих GM включают консолидированную отчётность, то есть производство автомобилей «в штуках».

Отдельно отметим, что продажи СП SAIC-GM (это модели под «глобальными» брендами) в 2024 году падают очень сильно — практически в 3 раза по сравнению с показателями 23 года.

4 место. Honda — 588 тыс. шт.

Для анализа результатов японской марки хватило пресс-релиза компании, куда также вошли данные по импортированным машинам.

Основные бренды — Honda, так как Acura выведена с китайского рынка в 2022-2023 годах ввиду крайне низких объёмов продаж.

Honda производится в Китае на заводах двух совместных предприятий — с GAC и с Dongfeng (в обоих случаях — по 50% у структур «Хонды» и партнёра). У СП c Dongfeng есть и две модели под «электрическими» суббрендами — Lingxi L и Ciimo M-NV.

5 место. BMW Group — 524 тыс. шт.

Статистика «баварцев» также оказалась указана в пресс-релизе компании.

Основные бренды — BMW, Rolls-Royce и Mini.

BMW в Китае производится силами совместного предприятия с Brilliance Auto Group (у BMW — 75%).

А вот две электромодели Mini (и для продажи в Китае, и для реализации на других рынках) выпускает совместное предприятие с Great Wall Motor (у партнёров — по 50%).

А что остальные? О менее успешных игроках мы расскажем во второй части нашего разбора!

Связаться с нами