“Китайские” двигатели в будущих Мерседесах. Что не так?
Скорее всего, многие уже видели заголовки новостей, что «Джили будет делать в Китае двигатели для Мерседеса» (и сопутствующие комментарии вида «всё пропало!» разной степени эмоциональности).
Давайте попробуем чуть «поглубже» заглянуть за заголовки новостей про немецко-китайский (и да, это не сарказм, как будет понятно далее) автопром.
Для начала про саму новость — это не новость:) О том, что Джили участвует (вместе с инженерами Мерседеса, не вместо) в разработке ДВС для будущей универсальной (электро-/гибридной/бензиновой) поперечной платформы Мерседеса для компактных автомобилей (перспективная платформа MMA), было известно уже давно (например, портал MercedesFans от августа 2023 года). И уже тогда и этот немецкий портал был не совсем прав:).
Двигатели для сборочных конвейеров Мерседеса в Китае, Европе (и, видимо, и в США) будут действительно производить в Китае (себестоимость энергоёмкого производства в Европе существенно выше), на, видимо, строящемся сейчас заводе и под оперативным контролем заказчика (самого Мерседеса) всего цикла производства ДВС.
Строит завод китайское подразделение шведской компании Aurobay (и на конец октября 2024 года это ещё не самый последний слой «матрёшки»).
Что же это за компания Aurobay? И при чём здесь всё-таки Джили?
Давайте для начала вернёмся в 21 год (а именно в 24 февраля того года).
Уже тогда многие выучили, что Volvo принадлежит Geely. Но истинная схема владения на самом деле не так проста [до сих пор, в т.ч. и сейчас, в 24 году]. Шведская компания Volvo Cars входит в состав китайской корпорации Zhejiang Geely Holding Group (далее — Джили Холдинг), которая является крупнейшим акционером автопроизводителя Geely Auto. То есть формально марки Volvo и Geely хоть и имели [и имеют и сейчас] одного собственника, но друг с другом не были связаны и сохраняли формальную независимость друг от друга [и до сих пор — на осень 24 года — в какой-то степени и сохраняют].
24 феврвля 2021 года была обнародована стратегия совместной работы двух компаний, которая предусматривала объединение моторных подразделений Volvo и Geely. Разработкой двигателей внутреннего сгорания, гибридных установок и трансмиссий для автомобилей двух брендов с того момента занимается одна команда инженеров, которую выделили в отдельную компанию Aurobay со своими производствами, центрами разработки (и в Европе, и в Китае). Также совместными (для Вольво и Джили) с того момента стали и разработки электромобильных платформ, тяговых батарей и беспилотных технологий. И, кстати, это решение позволило Вольво досрочно выполнить (пусть и формально) своё обещание полностью прекратить производство ДВС (теперь ДВС для Вольво производит другая компания).
Перспективные платформы SPA2 (для машин с ДВС) и SEA (для «электричек») стали общими для двух автопроизводителей, причем не только в рамках холдинга Geely (включая марки Polestar и Lynk & Co). (И спасибо Авторевю за отдельные ёмкие формулировки в абзаце выше.)
Так вот, Мерседес заключал соглашение на совместную разработку ДВС уже с крупным и формально европейским разработчиком и производителем двигателей, трансмиссий, платформ (которым владел Джили Холдинг) — компанией Aurobay.
Но и это ещё не финал истории (точнее, не «окончательная глубина погружения» дальше заголовков новостей).
В ноябре 22 года Рено и Джили заключают соглашение об объединении усилий в разработке ДВС, гибридных трансмиссий для своих будущих моделей.
К лету 23 года Рено сообщает, что полностью передало все компетенции (патенты, команды, заводы) по производству ДВС и гибридных трансмиссий в новую дочернюю компанию Horse со штаб-квартирой в Мадриде.
Джили к тому моменту также консолидирует Aurobay и профильные остававшиеся «хвосты» в Китае (остальных профильных сотрудников, производственные и прочие операции) в одной компании.
И с этого момента начинается полное слияние Horse и Aurobay уже в единую компанию HORSE Powertrain (с полной передачей и Рено, и Джили всех патентов, компетенций, связанных производств по ДВС, гибридным трансмиссиям новой компании).
Процесс слияния и получения согласований от гос.органов разных стран полностью завершён 31 мая 2024 года (на тот момент с долями по 50% у Рено Груп и у Джили Холдинга совместно с Джили Авто).
В итоге в новой компании работает 19 тыс.человек на 17 заводах и в 5 инженерных центрах на трёх континентах в 10 странах с ежегодным производством более 5 млн ДВС.
А уже 28 июня 2024 года компания объявила о появлении ещё одного миноритарного акционера — нефтяной компании Сауди Арамко с долей в 10% (доли Рено Груп и Джили сократились до 45% у каждого партнёра).
И вот только теперь можно окончательно «развернуть» заголовки новостей
Мерседес стал ещё одним клиентом (из числа автопроизводителей — после Рено, Джили, Вольво) новой компании — одного из де-факто мировых лидеров по производству ДВС. И не только клиентом, а и партнёром по разработке — вплоть до такой же возможной в будущем передачи всех своих компетенций этому партнёру в обмен на долю в компании — навёрстывать потеряное десятилетие недоинвестирования в развитие ДВС как-то нужно.
И после всего вышеизложенного, возможно, стоит по другому воспринимать и успехи Джили у нас в стране, и чуть пристальнее следить за успехами не только BYD — возможно, что в Китае зарождается не единственный новый мировой «автотяжеловес».
Однако и на этом текущая история не совсем заканчивается — нужно ещё обсудить достаточно популярный комментарий про «получается, что Мерседес совсем продался китайцам».
И этот тезис не новость:), уже давно Мерседес действительно «продался» китайцам. Как минимум частично.
С 2018 года 9,69% Мерседес Бенц Груп владеет Ли Шуфу — китайский предприниматель и миллиардер. И владелец того самого Джили Холдинга.
А с 2021 года 9,98% Мерседес-Бенц Груп владеет китайский автоконцерн BAIC (который на совместном с Мерседесом предприятии в Китае выпускает Мерседесы для продажи в Китае).
И на конец третьего квартала 24 года по данным Мерседес Груп — это крупнейшие акционеры компании.
Третий по величине пакета (5,57%) акционер Мерседеса — кувейтский инвестфонд (и здесь тоже совладельцы родом с Аравийского полуострова, да. Не только китайцы всех скупают).
А с учётом того, что более 9% акций Мерседеса находятся на балансе самого Мерседеса — реальные («голосующие») доли перечисленных акционеров ещё выше.
Ну и ещё один факт «продажи китайцам» — с 2019 года 50% мерседесовского бренда Smart также принадлежит Джили.
И на фоне других хайповых автоновостных заголовков и последних дней, и последних месяцев — и про ваг, и про новые альянсы между японскими автопроизводителями, и про совместные проекты Тойоты и ХюндайКиа, ХюндайКиа и БМВ, и про банкротства и хроническое невыполнение планов продаж (и обещаний инвесторам) китайскими автостартапами — «HiPhi пока, Nezha приготовиться, остальным следить за вспышками в оба глаза» — и нон-стоп ценовой войной в Китае, которая не щадит ни «немцев», ни «японцев», ни «американцев», ни самих «китайцев» (и это ещё оставляя «за скобками» общую геополитическую обстановку) — видимо, поводы заглядывать «поглубже» заголовков автоновостей будут всё чаще.
Оставайтесь с нами:).