В каких количествах китайцы покупают «Мерседесы», «Теслы» и «Ленд Роверы»
Редакция E.N. Cars решила выяснить, как идут продажи «иностранцев» на рынке Поднебесной по итогам 9 месяцев 2024 года. В первой части нашего повествования мы опубликовали результаты лидеров рынка из ТОП-5. А сейчас рассказываем, как поживают другие иностранные производители.
6 место. Mercedes-Benz Group — 512,2 тыс. шт.
Согласно ежеквартальному отчёту компании, 422,5 тыс. произведены в Китае, остальные — импортированы.
Основные бренды — Mercedes-Benz, Mercedes-Maybach, Smart.
«Мерседесы» в Китае производит совместное с BAIC предприятие (51% — у BAIC, остальное — у «Мерседеса»).
Smart сейчас — это совместное предприятие «Джили» и «Мерседеса» (у компаний — по 50%), и обе компании включают производимые и продаваемые в Китае «Смарты» в свою отчётность! Машины построены на электроплатформе от Geely, на которой также выпускается и несколько моделей бренда Zeekr.
Интересный факт — официально крупнейшие акционеры Mercedes-Benz Group AG — как раз компания BAIC (9,98%) и китайский предприниматель, а «по совместительству» владелец и руководитель Geely Holding Group, Ли Шуфу (9,69%).
7 место. Nissan — 497 тыс. шт.
Здесь статистика собрана по ежемесячным пресс-релизам компании и сообщениям информационных агентств и включает импортированные автомобили.
Основные бренды – Nissan, Infiniti, Venucia.
Nissan производится в Китае на заводах совместного предприятия с Dongfeng (по 50% у структур «Ниссана» и партнёра).
Остальные бренды глобального — пока ещё окончательно не «развалившегося» — консорциума Renault-Nissan-Mitsubishi в Китае нне представлены. Бренд Mitsubishi ушёл из Китая в 2022 году, выйдя из совместного с китайским концерном GAC совместного предприятия. У Renault формально есть совместное предприятие с Brilliance Auto Group по выпуску лёгкой коммерческой техники, однако, по данным самих французов, за 9 месяцев 2024 года продажи составили 0 шт. СП между Renault и Dongfeng по выпуску легковых автомобилей было закрыто в 2020 году.
Кроме того, про сотрудничество Renault и Geely (глобальное партнёрство по производству ДВС, трансмиссий, платформ) редакция E.N. Cars ранее публиковала отдельный материал.
8 место. Tesla — 460,2 тыс. шт.
Для американского бренда пришлось обойтись оценками профильной прессы, исходя из статистики выпуска в Китае и объёмов экспорта.
Основной бренд – Tesla.
Tesla — единственный крупный иностранный автопроизводитель в Китае, который производит автомобили в Китае на своём предприятии, в том числе активно экспортирует произведённые электрокары на другие рынки.
9 место. Hundai/Kia — 303,2 тыс. шт.
Оценка дана по данным китайских источников. При этом данные по ежеквартальным презентациям обеих компаний — лишь 184,2 тыс. шт.
Основные бренды — Hyundai и Kia.
Автомобили Hyundai в Китае производит СП с BAIC (по 50%), а автомобили Kia — СП с Jiangsu Yueda Group, где у структур партнёров по 50%. Во втором случае до 2021 года в СП китайских партнёров с долей в 25% было сразу два — вторым выступал Dongfeng, который в 2021 году продал свою долю крупной госкомпании, выросшей на строительстве в промышленный конгломерат.
Часть моделей, включая, например, Hyundai Palisade V6, импортируются в Китай.
10 место. Ford — 172,4 тыс. шт.
Здесь учтён только показатель продаж СП «Форда» с «Чанганом» за 9 месяцев. А вот данные другого СП «Форда» в Китае — с китайским автопроизводителем JMC — не учтены: ни американская компания, ни её партнёр эти данные официально не публикуют.
Основные бренды — Ford, Lincoln.
Основной объём легковых автомобилей в Китае производит совместное предприятие «Форда» с «Чанганом» (по 50%). Часть моделей — в том числе Bronco, Lingyu/Equator/Territory, Tourneo, а также пикапы и коммерческую технику — производит другое СП (49% — у американцев) с китайским автопроизводителем JMC, где Ford владеет 32%. Данный производитель вдобавок выпускает коммерческую технику под брендом JMC, которая во многом повторяет фордовские решения.
При этом в Китае вдобавок продаются импортируемые из других стран модели, но также активно экспортируются производимые в Поднебесной машины на другие рынки (Lincoln Nautilus, Ford Territory).
11 место. Mazda — 58,14 тыс. шт.
Здесь оказалось достаточно официального пресс-релиза компании.
Основные бренды — Mazda.
Машины для продажи в Китае производит СП «Мазды» с «Чанганом»: каждому принадлежит по 50%, хотя, по другим данным, у FAW сейчас небольшая доля в 5% в данном СП. Ранее имевшееся в Китае ещё одно СП — с FAW — в течение 2021-2023 годов было присоединено к первому совместному предприятию.
Стоит отметить две уникальных модели, которые японцы предлагают только в Китае. Первая — это гибридная Mazda CX-50 HEV. Её продажи начались с ноября 2023 года, а вся гибридная установка заимствована у Toyota RAV4, притом компоненты поставляет китайское СП «Тойоты» и GAC. На американский рынок CX-50 с подобной силовой установкой будет выходить только в 2025 году.
Ещё есть электрическая и гибридная версии модели Mazda EZ-6. Она, в свою очередь, построена на платформе EPA от Changan: по сути, вся техника здесь — от Deepal SL03. А за «Маздой» — дизайн интерьера и экстерьера, плюс ездовые настройки. Этот автомобиль планируется сделать глобальным.
12 место. Концерн Stellantis — 46 тыс. шт.
Официальные данные — это ежеквартальные отчёты по совокупным продажам концерна в Китае, Индии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Отдельно Китай в отчётности компания не выделяет, хотя по анализу сообщений профильной прессы практически весь этот объём продаж приходится как раз на Китай.
Основные бренды — Peugeot и Citroen. Остальные разношёрстное и многочисленное семейство брендов концерна в Китае сейчас не представлено. Ранее имевшееся СП Chrysler-Fiat с GAC, производившее «Фиаты» и «Джипы», было закрыто в 2022 году.
Peugeot и Citroen в Китае производит СП «Стеллантиса» с Dongfeng (по 50%). Продукция данного СП поставляетсяна другие рынки — например, Великобритании, Австралии и даже России.
Кроме того, нужно отметить, что в конце 2023 года концерн купил долю в 21% в китайском автостартапе Leapmotor и через совместное предприятие в Европе (51% у Стеллантиса, 49% — у Leapmotor) начал поставки и продажи автомобилей Leapmotor на европейский рынок.
13 место. JLR Group — 41,75 тыс. шт.
Точную информацию предоставил официальный пресс-релиз группы.
Основные бренды — Jaguar, Land Rover, Range Rover.
Группа выпускает автомобили для продажи в Китае на СП с Chery Group (у партнёров по 50%).
При этом партнёры ранее анонсировали переход глобальных моделей брендов группы JLR на электрические и гибридные платформы Chery. После такого некая «вдохновлённость» дизайна разных моделей Chery стилем JLR является относительно обоснованной, как ни грустно осознавать данный факт многим автолюбителям и фанатам «британцев».
На этом обзор предлагаем считать законченным.