Битва между Geely и BYD: кто сделал самый эффективный гибрид?
К прибытию своего «космического корабля» — Galaxy Starship 7 — компания «Джили» готовилась достаточно давно: первые сведения о разработке гибридной установки нового поколения (и нового ДВС для неё) появлялись ещё в конце 2022 года. Однако достаточно «громко» Geely выступила после презентации 28 мая 2024 года BYD гибридной системы DM-i пятого поколения в составе седанов Qin L/Seal 06.
Тогда BYD озвучила показатель тепловой эффективности — «тепловой КПД» — нового атмоcферного двигателя объёмом 1,5 л в составе установки DM-I 5.0 на уровне 46,06% и назвала его самым термически эффективным ДВС в мире, заодно опубликовав подтверждение-сертификат от CATARC, «Китайского центра автомобильных технологий и исследований».
Показатели действительно выдающиеся и превосходят в том числе и показатели дизельных двигателей, «тепловой КПД» которых исторически всегда был выше (даже после массового распространения бензиновых ДВС, работающих по циклу Миллера), в силу конструктивных особенностей бензиновых ДВС.
Однако гибридные трансмиссии в настоящее время позволяют практически исключить работу бензинового ДВС в «неэффективных» режимах и достигать реально высокого среднего «теплового КПД». Правда, при этом в части гибридных трансмиссий появляются вопросы уже большого расхода электроэнергии электродвигателями на высоких скоростях, что нивелирует эффективность именно бензинового мотора… Так что гибридный автомобиль не всегда достигает сопоставимого с дизельными/бензиновыми конкурентами расхода топлива.
Ответ от Geely
После презентации BYD представители Geely заявили, что их новый ДВС обладает более высокой тепловой эффективностью (по оценкам того же CATARC) и составляет 46,1% — это выше на 0,04%.
BYD оперативно отреагировала и достаточно успешно отбила медийную атаку соперников, заявив, что новый ДВС Geely пока находится в экспериментальном статусе, в то время как продукт компании BYD уже массово производится и представлен на рынке в составе серийных машин. Более того, у них также есть новые экспериментальные моторы с подтверждённым «тепловым КПД» на уровне 46,5%.
Паузу с ответом Geely держала почти полгода — до анонса 30 октября второго поколения своего семейства гибридных трансмиссий NordThor 2.0. Тогда упор был сделан на энергоэффективную версию EM-i с новым атмосферным агрегатом объёмом 1,5 литра для массового сегмента.
Кроме того, в анонсе были упомянуты и новые турбомоторы объёмом 1,5 л и 2,0 л в составе высокопроизводительной EM-P версии гибридной трансмиссии NordThor 2.0. К последней мы, видимо, будем возвращаться по мере выхода новых моделей от разных брендов концерна Geely — о «гибридном», а не об «электробудущем», скорректировав свои более ранние планы, за последние месяцы заявили и Volvo, и Zeekr, и Lotus.
Характеристики ДВС
Geely публично перекрыла показателем тепловой эффективности своего уже серийного двигателя — 46,5% — и свои более ранние «первичные» заявления (46,1%), и показатели (46,06%) серийных двигателей BYD.
Так что итоговый показатель нового уже серийного двигателя в итоге равен показателю ещё только перспективных/будущих моторов компании BYD, которые BYD озвучивала ранее публично в ответ на претензии Geely. То есть для «Джили» этот уровень уже пройден! И в разработке могут быть ещё более эффективные ДВС.
Мощностные характеристики нового полуторалитрового атмосферник также несколько выше — 136 Н∙м и 82 кВт (это мощность нетто, которая, видимо, и будет на шильдике реальных автомобилей, а в документах будут значиться 79 кВт). У мотора BYD — только 126 Н∙м и 74 кВт.
Показатели расхода топлива и дальности хода
Для установки DM-i 5.0 от BYD декларируются 2100 км пробега на одной батарее и баке, а для EM-i 2.0 от Geely — 2390 км.
Для седанов с DM-i 5.0 указывается расход на уровне 2,9 л/100 км (по очень лояльному циклу NEDC), а при анонсе EM-i Geely озвучила показатель в 2,67 л/100 км по более строгому показателю CLTC.
Отдельно остановимся на показателе расхода по CLTC/WLTC — более строгому циклу измерения расхода, нежели NEDC, так как он включает больше имитаций расхода на трассовых скоростях. У серийных седанов Qin L/Seal 06 этот показатель составляет 3,8 л/100 км (WLTC), у нового кроссовера Starship 7 — 3,75 л/100 км (CLTC). Так что новый гибридный кроссовер от Geely оказался эффективнее актуального седана от BYD!
И даже показатели пробега на заряженной батарее у версий с большими батареями у Starship 7 чуть больше — 120 км на электротяге по сравнению со 115 км у кроссоверов семейства Song.
Пока «независимых» отзывов реальных пользователей и владельцев Starship 7 не так много, однако достаточно много отзывов участников «пресс-туров» с реальными расходами бензина в 3,1-3,3 л/100 км при условии не только городских, но и трассовых пробегов.
Характеристики «электрочасти»
В EM-i практически все компоненты скомпонованы в один модуль E-DHT «11-в-1». Он объединяяет электродвигатели основной генератор, тяговый электродвигатель, системы управления, модуль SiC, блок управления транспортным средством VCU, блок управления трансмиссией TCU, блок распределения мощности PDU, активную систему G-TCS, непосредственно саму трансмиссии — по сути, редуктор со сцеплением, позволяющим подключать ДВС напрямую для вращения колёс в отдельных режимах движения.
Так вот, общий КПД электрической части трансмиссии равен 92,5% по сравнению с 92% у DM-i 5.0 от BYD.
Так что сейчас Geely может праздновать уверенную победу над BYD по всем фронтам! А ведь, кроме того, компания предлагает больше автомобиля за меньшие деньги: но об этом мы поговорим в следующей «серии» нашего лонгрида.